|
Тема12. Международный опыт системы
государственной службы
Сколько существует стран, столько же
существует и систем государственных служб.
Важно отметить, что принадлежность страны к
определенной правовой семье играет важную роль в аспекте юридической
организации государственной службы. Сравнительный анализ показывает,
что страны с романо-германской правовой системой всегда тяготели к
рассматриваемой ниже карьерной системе, в то время как страны
англосаксонской или системы общего права к системе позиционной. В то же
время, эта традиционная тенденция снижается и многие страны имеют
смешанные системы, перенимая друг у друга определенные черты.
При всем многообразии и уникальности
государственных служб стран мира выделяются две основные системы:
карьерная и позиционная. КАРЬЕРНАЯ СИСТЕМА характеризуется тем, что
поступление на государственную службу возможно только на самые низшие
должности в системе управления после прохождения длительного
испытательного срока и обучения в специализированном учебном заведении.
Государственный служащий поступает на службу, начиная свою карьеру по
определенной специальности и осуществляя карьерный рост с
соответствующим увеличением заработной платы. Этот процесс
осуществляется в строгом соответствии с законодательными актами.
Юридически установлен порог минимального образования, требуемого для
поступления на государственную службу. Пребывание на государственной
службе является практически пожизненным: один раз заключив договор с
государством, гражданин до достижения пенсионного возраста остается на
государственной службе, и может быть уволен только после совершения
тяжелого дисциплинарного проступка. В дополнение, рабочие условия,
оплата и пенсия установлены законом и регулируются соответствующими
нормативно правовыми актами. Эта система строго иерархична.
Основной характеристикой ПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
является то, что государственный служащий принимается не в соответствии
с той или иной специальностью, а на определенную должность в
соответствии с требованиями, установленными государственным органом и
уполномоченным органом по вопросам государственной службы. Постоянного
пребывания в должности не предоставляется, и государственный служащий не
продвигается по службе, как это происходит внутри карьерной системы.
Условия труда, заработная плата и пенсия зависят, в основном, от
коллективного соглашения. Условия трудового контракта довольно гибки и
учитывают личные интересы работника, а нужды, как нанимающего
государственного органа, так и работника, разрешаются в рамках
коллективного соглашения. Правовой режим пребывания на государственной
службе сравним с режимом в частном секторе.
Обзор государственных служб зарубежных стран
показывает, что существует тенденция комбинировать типичные элементы
обеих систем. |
|