|
Тема2. Государственная должность: понятие и
признаки
Должность как исходная
организационно-правовая единица, предусмотренная актами законодательства
или учрежденная в установленном порядке государственным органом,
является категорией, отражающей содержание и объем полномочий
занимающего ее лица. Государственные должности подразделяются на
политические, административные и вспомогательные, исходя из содержания
функций, круга полномочий и способа замещения.
С момента вступления в должность служащий
становится носителем определенных прав и обязанностей, установленных и
гарантированных государством. Обязанности и права производны от задач,
функций и компетенции органа, где работает служащий. Обязанности
отражают аспект долженствования в выполнении служебных функций.
Должность — это, прежде всего служебные
обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные
действия, т.е. действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения
служебных целей. Служебные права носят обеспечительный характер, их
объем призван создать служащему необходимые условия для выполнения
обязанностей. Наукой управления разработано положение о балансе
обязанностей и прав: необходимо их соответствие друг другу. Если прав
мало, то служащий не сможет выполнить обязанности; если прав больше, чем
необходимо для осуществления обязанностей, это приводит к
злоупотреблениям. В обоих случаях нарушения баланса прав и обязанностей
возникает безответственность.
Служебные права являются средствами
выполнения обязанностей по службе, а значит, служащий обязан
пользоваться ими. И вообще, понятие служебных прав условно: в отношении
невластных субъектов это права (давать задания, задерживать, привлекать
к ответственности и т. д.), но, если рассматривать их с позиций
государственного интереса (интереса организации), то служащий обязан
распоряжаться, задерживать, т.е. это — его служебные обязанности'.
Поэтому служебные обязанности и служебные
права часто объединяют одним понятием — полномочия, хотя, конечно, не
всякое право является обязанностью.
Служебные права и обязанности государственных
служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их
права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться
в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в противном случае их
(обязанности) нельзя будет осуществить.
Закон закрепил еще один формальный признак
государственной должности: она должна быть включена в Реестр
государственных должностей Республики Казахстан. Реестр должностей
административных государственных служащих по категориям утверждается
Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного
органа. |
|