Тема7. Правовые акты управления
Понятие «нормативный правовой акт»
рассматривается как официальный юридический документ. Правовые акты
разнообразны и выполняют важную роль в управлении. Подразделяет
нормативные правовые акты на основные и производные. К основному виду
относятся:
- Конституция, конституционные законы,
кодексы, законы;
- указы Президента, имеющие силу
конституционного закона;
- указы Президента, имеющие силу закона;
- иные нормативные правовые указы
Президента;
- нормативные постановления Парламента и его
Палат;
- нормативные постановления Правительства;
- нормативные постановления Конституционного
Совета, Верховного Суда, Центральной избирательной комиссии;
- нормативные приказы министров и иных
руководителей центральных государственных органов;
- нормативные постановления государственных
комитетов, иных центральных государственных органов;
- нормативные правовые решения маслихатов и
акимов.
К производному виду нормативных правовых
актов относятся: 1) регламент; 2) положение; 3) правила; 4) инструкция.
Правовые акты в зависимости от правового
положения органов управления можно подразделить на: 1) общие; 2)
отраслевые (межотраслевые); 3) региональные (местные); 4) локальные
(внутри-организационные).
Общие нормативно-правовые акты в соответствии
с Конституцией и законами Республики Казахстан устанавливают структуру
органов исполнительной власти, правила поведения властных субъектов и
исполнителей.
Среди общих нормативных актов наиболее
значимы акты Президента Республики. Они могут быть:
- учредительного характера - о создании
правовых основ и порядке деятельности Правительства и других органов
исполнительной власти.
- системообразующего характера, в процессе
реализации которых формируются не только органы, но и отрасли и
подотрасли законодательства (например, о таможенном деле, налогах и
др.);
- координационно-регулирующего характера -
устанавливающие режим согласованного взаимодействия органов для
реализации функций управления или решения государственных задач
(например, по вопросам формирования состава государственных служащих,
занимающих политические и административные должности).
Постановления Правительства принимаются
коллегиально. Им, как правило, свойственен комплексный межотраслевой
характер. Они регулируют самый различный круг отношений, возникающих в
экономике, науке и технике, образовании и культуре.
Премьер-Министр издает распоряжения, которые
имеют индивидуальный характер.
Общие подзаконные акты могут принимать также
министерства и ведомства. |