Тема8. Казахстанская модель государственной
службы
В целях реализации задач, поставленных в
приоритете Профессиональное Правительство Стратегии "Казахстан 2030",
созданная по поручению Президента рабочая группа изучила как опыт
зарубежных стран, так и проблемы, характерные для нашей государственной
службы.
В соответствии со стратегическими задачами
были определены следующие цели реформирования государственной службы:
-создание профессионального аппарата,
способного удовлетворять потребности общества, его каждого гражданина;
-построение модели государственной службы,
основанной на принципах меритократии (личных заслуг), что в свою очередь
основано на приеме на государственную службу из всех сегментов общества,
через конкурсный отбор, равной оплаты труда за выполнение равнозначной
работы, стимулирование профессионального роста государственных служащих
и увольнение с государственной службы неспособных и других принципов;
- создание механизма реализации
конституционного права граждан на равный доступ к государственной
службе.
Суммируя позитивные черты международного
опыта организации государственной службы, которые были раскрыты в главе
1.1. "Основные системы государственной службы", следует отметить, что в
целом можно выделить 2 системы: карьерную и позиционную (при всем
многообразии моделей). Отличительными чертами карьерной системы
являются: поступление путем сдачи конкурсных экзаменов на самые низшие
должности государственной службы, пожизненное назначение на должности
(кроме политических), карьерный рост внутри службы, высокий уровень
профессионализма, целенаправленное обучение кадров, консерватизм и
бюрократическая иерархия.
Для позиционной системы характерны -
конкурсный отбор при приеме и продвижении по службе на любые должности,
кроме политических, значительная мобильность, контрактная форма приема,
как в частном секторе. |