Конспекты, лекции: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРАТУРЫ. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Главная страница Конспекты, лекции 

Прокурорский надзор в Республике Казахстан 

      

ЛЕКЦИЯ № 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРАТУРЫ. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

 Прокуратура Республики Казахстан единая, централизованная система органов, осуществляющих от имени Республики Казахстан высший надзор за применение действующих на ее территории законов. Кроме того, прокуратура выполняет другие функции, установленные законодательством. Ч.2 ст. 1 Указа президента РК «о прокуратуре РК» от 21.12.95.

Прокуратура принимает меры по выявлению  и устранению любых нарушений законности, опротестовывать законы другие правовые акты, противоречащие Конституции республики Казахстан  и законам республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях в порядке пределах установленных законом осуществляет уголовное преследование. Ст.4 данного Указа определяется цель прокурорской деятельности, ее является обеспечение Верховенство Конституции законов, защиты прав и свобод человека гражданина, а также охраняемых законов государства. Закон республики Казахстан внесены изменения и дополнения 21.08.02.в некоторые законодательные акты в РК по вопросам прокурорского надзора.

 Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства, деятельность специальных уполномоченных лиц- прокуроров. По обеспечению высшего надзора за точное исполнение и единообразное применение исполнения законов путем своевременного выявления и принятия мер, их устранения и нарушения привлечение виновных к ответственности, осуществляя уголовное преследование. При характеристике прокурорского надзора необходимо помнить о некоторых существующих факторов:

1.                      это вид надзора распространяется на все нормативные акты, обладающие юридической силой, которые присущи законом. В этом принципиальное отличие прокурорского надзора и контроля от иных видов осуществляемых государственными органами надзора и контроля.

2.                      несмотря на то, что прокуратура орган подотчетен Президенту, но согласно Конституции РК она осуществляет надзор за всеми актами без исключения в том числе актами главы государства.

Прокуратура РК по своим властным полномочиям не имеет аналогов в мире , поскольку прокуратура осуществляет надзор за конституцию всех актов включая и законы и акты президента.

3.                      сам по себе прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности .Это направление имеет направление президента, имеющее силу закона «о прокураторе РК «Статья 4 разделяет на  6 отраслей прокурорского надзора:

1.Надзор за точным и единообразным применением закона указов президента РК и иных нормативных актов, министерствами ,ведомствами, представительными и ведомственными органами, контролирующими их должностными органами за соответствием законодательством, издаваемых ими правовых актов.

2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на территории РК и за его пределами.

3. надзор за применением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

4. надзор за применением законодательства об административных правонарушениях.

5.надзор за применением законов, органами дознания и предварительного следствия.

6. надзор за законностью исполнительного производства за правильностью применения законов в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы, при исполнении наказания иных мер принудительного характера назначают судом, а также за исполнением судебных решений по гражданским хозяйственным делам. Кроме отраслей прокурорского надзора выделяются также другая деятельность направления прокуратуры:

представляет интересы государства в суде по уголовным и гражданским делам в ходе или иного судопроизводства.

В аппеляционном надзорном порядке в соответствии полномочиями установленными Указом Президента РК , имеющий силу закона о прокуратуре, а также уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном и иным законодательствам республики осуществляет уголовное преследование.

Формирует государственный правовую  статистику в целях обеспечения целостности, объективности, статистических показателей. Прокуратура РК участвует в народотворческой деятельности, а также предоставляет сферу международного сотрудничества. Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах среди которых можно выделить  принципы единства централизации, независимости от государственных органов данных лиц, политической партии, общественных объединений, гласности. Ст.3 Указа Единства централизации органов прокуратуры состоят, в том числе эти органы представляют собой возглавленную Генеральным прокурором РК.

Этот принцип означает единства цели и задач, стоящих перед прокладыванием всех звений, определяя общностью форм и методов, способствует осуществлению надзора за применением законов, единства средств прокурорского реагирования на выявляемые нарушения закона, а также принятие мер по предупреждению нарушения законов.

Принцип единства определяет высший стоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия ниже стоящих прокуроров.

Принцип независимости прокуратуры от органов государственной власти и управления политических партий общественных объединений означает, осуществление надзора за правильное единообразное применение законов данного субъекта правоотношений. Кроме того, законодатель запрещает вмешательство деятельности органов прокуратуры установленным законодательством. Акты прокурорского надзора внесенные на основании и порядке, установленные законодательством обязательны для всех органов должностных лиц и граждан.

Принцип гласности деятельности органов прокуратуры означает, что прокуратура как другие правоохранительные органы республики осуществляет свои функции не изолировано от общественности граждан. Закон говорит о том, что органы прокуратуры гласны в той мере, какой это не противоречит требования законодательства Республики Казахстан об охране прав и свобод граждан, защите государственных секретов. Органы прокуратуры могут опубликовать в средствах массовой информации акты прокурорского надзора на незаконные действия органов должностных лиц, нарушающие конституционные и иные охраняемые законом права человека и гражданина, интересы юридических лиц и государства.  Следует отметить, что в рамках прокуратуры деятельности органов прокуратуры республики возведена ее обязанность информировать Президента РК о деятельности органов прокуратуры, а также через СМИ населения страны о состоянии законности. Особо законодателем выделен принцип законности в соответствии с ним законы и приравненные к ним правовые акты должны неуклонно исполнятся всеми государственными органами, иными организациями, должностными лицами и гражданами. При осуществлении своими полномочиями по надзору за применением законов о прокуратуры действуют в соответствии с Законом РК и Указа о прокуратуре РК. Для конкретных направлений деятельность о прокуратуре  присущи свои особенности, их суть можно характеризовать следующим образом. Первое из таких направлений составляет относительно самостоятельные части названных отраслей прокурорского надзора. В каждой части отрасли свой особый предмет надзора, а у прокурора  действующего в рамках этой отрасли имеется такая совокупность полномочий, которая дает возможность эффективно выявлять нарушения закона и устранять их. Отрасль прокурорского надзора- это его относительно самостоятельная часть, характеризующая специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочием прокурора.  В новом указе о прокуратуре впервые появилась отрасль названная надзором за соблюдением прав и свобод человека и гражданина интересов юридических лиц и государства. В соответствии с указом РК имеющий силу закона о прокуратуре РК существенно расширены полномочия прокуратуры для осуществления правозащитной функции. Поэтому указу основные усилия прокуратуры должны быть сосредоточены на надзоре за деятельностью органов и должностных лиц, осуществляющих правозащитную функцию, а не за гражданами и хозяйственными субъектами, как это было прежде. В целях надлежащей организации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина интересов юридических лиц и государства повышения его эффективности и приведения в соответствии с новым социально-экономическими реальными определены их основные приоритеты направления:

1.     в соответствии с законом и другими правовыми актами Конституции, Законам, Актам Президента республики.

2.     соблюдения государственными органами конституционных прав и свобод человека и гражданина.

3.     законностью административного производства.

4.     соблюдения законодательства с исполнительном производстве.

5.     применение государственными органами законодательства в сфере экономики.

6.     соблюдение законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов.

7.     законностью деятельности политических партий, движений и других политических движений СМИ.

Осуществляя возложенное на нее функции прокурор рассматривает и проверяет жалобы и иные сообщения в нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению, пресечению прав  и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, возмещению причиненного ущерба. При наличии основания полагать, что нарушения прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело, принимает дело к тому, чтобы лица его совершенные были подвергнуты  к уголовному преследованию. К полномочию прокурора данной отрасли относятся право принесения протеста и представления. Протест приносится на акт человека и гражданина в организацию или должностному лицу, которые издали этот акт. Прокурор также может обратиться в суд в порядке предусмотренном законодательством и там защищать нарушенные права и свободы. Представление об устранении прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в органы или должностному лицу, которые уполномочены устранить нарушения. По каждому факту воспрепятствование в законной деятельности и не исполнение требования прокурора виновного лица привлекается предусмотренным законом ответственности в том числе по ст.185 КОАП РК. В целях точного и единообразного применения законов прокуратуры осуществляет надзор за законностью нормативно-правовых актов, издаваемых Правительством, Министерством, Ведомством, местными исполнительными органами. Для предупреждения принятия законных нормативных актов органами прокуратуры проводятся правовые экспертизы, переданных на регистрацию ведомственных нормативных актов, а также исполнительных органов в соответствии с Указом президента РК от 4 марта 1997г. «о государственном реестре нормативно-правовых актов РК, и мерах по привлечению государственной регистрации». Кроме того в обязательном порядке прокурорами публикуются в официальных средствах массовой информации во всех случаях при установлении и отмены незаконных нормативных актах, изданных Правительством  и Ведомствами, местными исполнительными органами.

Полномочия прокурора делятся на две части:

1. полномочия по выявлению нарушения закона и полномочия по устранению выявленных нарушений, осуществляя общий надзор прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения перечисленные выше объектом надзора. Имеет доступ к документам, материалам, требовать от руководителей представления проведения проверок и ревизии, выделения специалистов для выяснения различных вопросов.

Если установится факт нарушения закона прокурор вправе освободить своим постановлением лиц незаконно подвергнутых административному задержанию. Принести протест не противоречащие законам, актам, внести постановление об устранении закона, возбудить  производство об административном правонарушении, либо уголовное дело обратиться в суд за защитой прав охраняемых законом, интереса граждан, общества и государства, невыполнение требования прокурора, осуществляющего свои полномочия, в том числе общего надзора влечет за собой, установленные законом ответственность. В 6 главе Указа регламентирован надзор за оперативно-розыскной деятельностью, предметом надзора являются соблюдение прав человека и гражданина в ходе осуществления ОРД, кроме сведений о личности граждан, сотрудничествах на конфидициальной основе с органами, осуществляющих ОРД, а также законность проведения специальных различных мероприятий. Кроме того, прокурор рассматривает жалобы и заявления на действия и лишение должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, освобождает незаконно задержанных лиц. В случае выявления нарушения прав человека и гражданина, при осуществлении ОРД прекращает своим постановлением данные мероприятия. В отношении сотрудников, допустивших противоправные действия вносят в акты прокурорского реагирования.

Прокурор или его заместители при изучении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, обязан проверить соблюдения органов дознания следствия и достаточность основания предания к суду. При этом он в отношении лица, или же возвратить уголовное дело для производства дополнительного расследования, что нежелательно для следователя. При наличий оснований прокурор исключает из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, а также применяя закон о менее тяжком преступлении.Помимо этих полномочий право представлено право изменять, применять меру пресечения. Отдельной главой обозначены полномочия прокурора за законностью административного производства.

В ст.4 Указа определены основные цели осуществления данного вида прокурорского надзора. Среди них законодатель называет обеспечения точного единообразного в административных правонарушениях, а также при рассмотрении дел и определенной мерой взыскания за совершенное административное правонарушение. Постановление нарушенных прав и законных интересов человека и гражданина, должностных лиц, и организаций применения законодательства об административных применения и законодательство об административных правонарушениях. Права любого акта связаны с производством, а также применения мер виновным в нарушении законности об административных правонарушениях.

Надзор за применением закона в местах лишения свободы.

При исполнении наказания и мер принудительного характера и условий содержания осужденных в названных учреждениях, также за законностью исполнения наказания, не связанного с лишением свободы и исполнения судебных решений по гражданским хозяйственным делам.

В главе 9Указа Президента РК, имеющая силу Закона в вкратце называется надзором за законностью исполнительно производства. Признания Республикой приоритета прав и свободы личности закреплены во всей общей декларации прав человека и иных общепризнанных норм международного права, требуют коренным образом изменить стиль, формы и методы надзора за законностью, содержание лиц в местах лишения свободы при исполнении наказания лиц в местах лишения свободы, назначаемое судом. При исполнении, восстановление справедливости по отношению к людям, подвергшимся к массовым политическим репрессиям их реабилитации. Прокуроры, используя представленные законом полномочия осуществляет надзор за точным единым применением законом о правах человека гуманного обращения с арестованными осужденными, а более конкретней, то это выражается в надзоре за законностью нахождения в местах содержания задержанных  (изолятор временного содержания).

Предварительное заключение (следственный изолятор временного содержания) – исправительные учреждения исполняющих наказание по приговору судов, тюрьмы, колоний и т.д., а также учреждениях, исполняющих решение в принудительных мерах воспитательного характера. Полномочия в этой отрасли во многом сходны с полномочиями общего надзора, прокурор вправе в любое время посещать поднадзорные учреждения, опрашивать в них лиц.

Ответственность администраций.

Прокурору дано право требовать от администрации создания условий обеспеченных права задержанных заключенных под стражу, осужденных и лиц подверженных мерам принудительного характера, проверять соответствие закону, приказам, распоряжениям, постановлениям администрации, ИВС, СИЗО, колоний, тюрем и др.учреждения подобного типа получать объяснения должностных лиц, вносить протесты и представления, которые обязаны подлежать рассмотрению тем кому адресованы возбудить уголовное дело или производство об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста надлежащим должностным лицам действие опротестовано актом администрации названных учреждений приостанавливается. Прокурор может отменить незаконные дисциплинарные взыскания, наложенные на лицо отбывающее наказание. Освободить его своим постановлением из штрафного изолятора в помещение камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора. В случае выявления данные незаконные содержания под стражей прокурор своим постановлением немедленно освобождает его из под стражи.

Принятием новой Конституции и закона о прокуратуре РК, участие прокурора в рассмотрение дел судами. Закрепленное конституцией представительство прокурором интересов государства в суде подразумевает наряду с участием в суде обязательность проверки прокурором каждого судебного акта, незамедлительное опротестование постановление суда, противоречащих Конституции РК и законам. Конечной целью прокурорского надзора в уголовном производстве является соблюдение Конституционных прав и свобод гражданина, обеспечение принципов равноправия перед законом и неотвратимость наказания за совершенное преступление. Участие прокурора в рассмотрении дел судами связано с последовательным проведением в жизнь разделение властей и с тем, что органы осуществляющие судебную власть самостоятельны и в своей деятельности и не поднадзорны никаким другим органам государства. Следует, что суд и прокуратура при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел руководствуются сходными задачами выяснения законного и обоснованного приговора, или решением обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Всей своей деятельностью способствуют выполнению этих задач, но осуществляет он это в соответствие с прокурором состязательности.

Прокурор считается участником судебного разбирательства, но в силу своей специфики своей деятельности он прежде всего способствует исполнению требований закона о всестороннем полном объективном и своевременном разбирательстве дела. В уголовном процессе прокурор выступает в суде  в качестве государственного обвинителя. Он применяет участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей в исследовании заключений экспертов участвует в судебных прениях по уголовному делу, выступая с обвинительной речью, в которой анализирует исследовательские доказательства, высказывает предложения по вопросам которые суд буде обсуждать и решать в совещательной комнате при вынесении приговора.

Объективность и независимость прокурора в суде подчеркивает установлению законом возможность для прокурора отказаться от поддержания государственного обвинения.

После постановления судом приговора прокурор обязан в установленном порядке меры по исправлению ошибок, если были допущены, для этого он наделен определенными полномочиями независимо от того вступил или не вступил приговор в законную силу.

Кроме того прокурор должен проверить своевременно обращения приговора, исполнения, участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел прокурор способствует строгому соблюдению законодательства, норм гражданского законодательства. Для этого он наделен рядом полномочий, которые специфичны именно для него. Это право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов других лиц вступить в дело в любой стадии процесса давать заключения. С точки зрения закона по существурассматриваемого дела, знакомится с  материалами гражданского дела, даже если он не участвует в процессе.

Обязанность участия прокурора по гражданским делам определяется приказом Генерального прокурора РК.

В соответствии со ст.31 Указа о прокуратуре РК важнейшим полномочием прокурора которым он обладает в независимости участвовал или не участвовал в рассмотрении конкретного уголовного или гражданского дела является внесение протеста на незаконное или необоснованное решение суда. Протесты прокурора подразделяются на аппеляционные и в порядке надзора.

Прокурор в пределах своей компетенции вправе истребовать из суда дела по которым  решения, приговоры и иные постановления суда ступили в законную силу. В случае несоответствия закону либо необоснованности решения, приговора и иные постановления суда вступивших в законную силу прокурор приносит протест в порядке надзора. Если же опротестование выходит за пределы его компетенции, соответственно прокурор обращается с представлением о принесении протеста к вышестоящему прокурору. Протест на перечисленные судебные решения может быть отозван прокурором принявшим его до начала рассмотрения его судом. В дальнейшем при рассмотрении дела участия в его разбирательстве Генеральный прокурор в связи с несоответствием Конституции и закону, выносит протест в Пленум Верховного суда.

Деятельность органов прокуратуры по надзору за применением международных договоров.

С обретением независимости наша республика заключила и ратифицировала ряд многосторонних двусторонних международных договоров Межправительственных и Межведомственных соглашений, в том числе и по вопросам взаимной правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам, а также выдача лиц для привлечения ответственности за совершенное преступление, а также в области взаимодействия борьбы с преступностью. Наряду с этим процесс присоединения Казахстана к общепризнанным международно-правовым институтам в области гарантий и защиты, прав человека. Генеральная прокуратура РК принимает участие в подготовительной взаимной помощи является компетентным учреждением Юстиции по их исполнению. Надзор за применением норм международно-правовых договоров является одной из функций конституционного осуществления прокуратуры высшего надзора за точным, единообразным применением законов. В правовым основам деятельности прокуратуры отнесены организационные, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокуроров определенными международными договорами нашего государства.

 Основные положения об оказании правовой помощи законодатель обозначил в главе 55 УПК РК. В этих нормах отражены основные процедурные требования к подготовке направленные в другие государства поручения об оказании правовой помощи. Органы прокуратуры наделены дополнительными полномочиями в решениях вопросов эктрадиционного ареста выдачи и уголовного преследования. Приказом Генерального прокурора функция надзора за применением международных договоров возложена на управление международных отношений.

Хостинг от uCoz

Скачать лекции по предмету: "Государственная служба и управление"