Конспекты, лекции: Правовые акты прокуратуры

Главная страница Конспекты, лекции 

Прокурорский надзор в Республике Казахстан 

      

ЛЕКЦИЯ № 2. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРОКУРАТУРЫ

 Осуществляя надзор за законностью и уголовное преследование лиц, совершивших преступление, она изучает акты, содержащие нормативное положение обязательное для исполнения и соблюдения. Эти акты имеют характер правовых поскольку устанавливают определенные правила поведения с помощью которых прокуратура воздействует на общественные отношения. Систему правовых актов прокуратуры составляет: акты, регулирующие вопросы и деятельности прокуратуры, акты прокурорского надзора. К первым относятся приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения Генеральной прокуратуры и его заместителей, адресуемые ниже стоящим прокурорам, в зависимости от специфики излагаемого в них вопросов они могут касаться деятельности и другие государственные органы, ведущие уголовное преследование. Например,  положения инструкции о порядке приема регистрации, учета и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях и происшествиях, а также инструкции о порядке ведения использования по фамильного персонального и дактилоскопического учета лиц, совершивших преступления, розыскных учетов, утвержденных приказом Генерального прокурора № 95 от 27.01.98., которые являются  обязательными для МВД, КНБ, Таможенного Комитета, Комитета налоговой полиции, Министерства обороны, Агентство по ЧС.

Это вытекает из процессуального статуса в судопроизводстве прокурора. Документы, направляемые нижестоящим прокурором, вышестоящим прокурорам содержат нормативное предписание. Однако они имеют локальный характер, касаются только этого ведомства и содержат чисто организационные вопросы. К актам, касающиеся деятельности прокуратура относится также обобщение практики прокурорского надзора, анализа состояния преступности, различные обзоры, информации и так далее. Принципиально отличаются от этих документов акты прокурорского надзора которые по своему содержанию являются актами правоприменения  или акты прокурорского реагирования. К ним относятся протесты, постановления, санкции, представления, предписания, указания, заявления и разъяснение закона. Их отличие от ранее упомянутых заключается в том, что они являются правовыми средствами воздействия на нарушителей закона направленные на предупреждение правонарушений, восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

Протесты- приносятся на противоречащие Конституции законам и иным актам Президента нормативные и иные правовые акты, решение действие государственных органов и должностных лиц. Суть протеста- выражение несогласия, выраженная в категорической форме, требующей быстрого и объективного рассмотрения. Он адресуется государственным организациям и их должностным лицам в связи с недобросовестным невыполнением ими возложенных на них обязанностей. Протест не может приносится на действие, решение и акты негосударственных учреждений и граждан, поскольку между прокурорам и правонарушителем тогда не будет общего свойства. Протест может быть отклонен, в этом случае прокурор имеет право добиваться его удовлетворение через суд в порядке особого искового производства. Результаты рассмотрения протеста обязательно доводятся до сведения прокурора. Прокурор может приостановить исполнение опротестованного исполнения опротестованного акта  или действия до принятия решения по протесту. Исключение составляют законы. Их опротестование не приостанавливается их действие.. в зависимости от предмета опротестования различаются протесты: 1. в порядке общего надзора.

2. на судебные акты. Протесты в порядке общего надзора, направленные на пресечение или отмену. 1. незаконные действия.2. незаконные решения. 3. незаконные акты. Протесты в порядке общего надзора приносятся в порядке общего надзора непосредственно нарушителю или выше стоящему органу и подлежит рассмотрению в 10 дневный срок. Они содержат требования об отмене незаконный акт., об приведении его в соответствии с законами, о прекращении незаконных действий, об отмене неправомерного решения должностного лица и восстановление нарушенного права.  В то же время требование выражается в форме просьбы, а не прямого указания.

Для протестов приносимых в судебные органы, существует особый порядок, здесь выделяют частные протесты на определение, постановление суда, на не вступившие в законную силу приговоры и решения. Надзорные- на вступившую в законную силу судебные акты. Например, прокурор имеет право принести протест на не вступившую законную силу решения суда по гражданскому делу в течение 15 дней со дня его принятия в окончательной форме. Этот протест подлежит рассмотрению судебной коллегии по гражданским делам судом 2 инстанции срок до одного месяца.

Постановление- составляется прокурором для оформления своего процессуального действия, связанного с проводимой надзорной проверкой, так при возбуждении уголовного дела дисциплинарного производства, производство об административных правонарушениях, прокурор составляет мотивированное постановление, в котором обязует уполномоченные органы и должностные лица выполнить определенные действия направленные на выявление правонарушений лиц их совершивших, установление виновности и принятия мер по привлечению их к ответственности. По возбуждению уголовного дела проводятся дознание или предварительное следствие по дисциплинарному производству служебное расследование по административному поступку соответствующая проверка. Сроки проведения определения законодателем либо прокурором, результат незамедлительно сообщается прокурору. Перед началом проверки прокурор выносит постановление о ее производстве, в котором указывает свои реквизиты, основания, цель и сроки проверки. Постановление выносится также в случаях необходимости следственных действий и в иных случаях предусмотренных законом.

Санкция представляет собой письменное согласие и разрешение прокурора на выполнение определенных процессуальных действий органов уголовного преследования в ходе досудебного производства, а также на действия ведомственных правительственных актов по вопросам оперативно-розыскной иной деятельности, которая может повлечь ограничения прав и свобод человека и гражданина. В основном дается на выполнение следственных и оперативных мероприятий. Санкция обычно оформляется в виде резолюции на постановление должностного лица, но могут существовать другие формы его составления.

Указание- представляет собой письменное распоряжение прокурора в необходимости выполнить определенные действия для установления фактов, имеющих юридическое значение. Они даются органам дознания и следствия в связи с возбуждением доследованием уголовных дел, органам, осуществляющим ОРД, а также государственными органами, кроме суда.

Уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в связи с проводимыми проверками административного производства. Указания прокурора обязательны для исполнения. Устные указания не имеют официального характера, поэтому их неисполнение не влечет дисциплинарной ответственности. Для повешения ответственности должностным лицам рекомендуется давать развернутые указания, содержащие как выявленные недостатки, так и конкретные предложения по их устранению.

Заявление- документ, адресуемый прокурором в судебные органы для решения вопросов связанных с нарушением прав и законных интересов государства , юридических и физических лиц. Все заявления прокурора не облагаются государственной пошлиной и другими сборами.

Предписание – это письменное распоряжение прокурора об устранении и нарушении закона вносится органу или должностному лицу допустившему нарушение законов, либо органу или должностному лицу правомочному устранять допущенные нарушения. В нем содержатся указания на нарушение нормы, характер правонарушения и конкретное предложение мерах по их устранению. Оно подлежит обязательному исполнению. Предписание предполагает безприкословное подчинение его требования. Об исполнении предписания сообщается прокурору.

Представление – это правовой акт прокурора об устранении нарушений законности причин и условий, способствующих этим нарушением. Оно вносится также по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в силу Конституции и иных предусмотренных законом случаях. В представление должно быть указано: 1. материалы, послужившие основанием для внесения представления. 2. последствия нарушения. 3. причины и условия, способствующие нарушению. 4. конкретное привлечение виновных лиц и предложение о привлечении их к ответственности. 5. ссылки на материалы и процессуальный закон.6 меры по предупреждению и устранению правонарушений.. 7. требование, о безотлагательности рассмотрения и принятие конкретных мер. 8. дата внесения в представление должностное положение и чин прокурора, подпись. Представление подлежит рассмотрению в месячный срок. Срок о результатах его рассмотрения сообщается письменно.

Разъяснение закона- при наличии достаточных доказательств оснований полагать, что незнание ими неправильного понимания законов могут повлечь их ненадлежащие применение органом или должностным лицом либо гражданином прокурор разъясняет содержание закона, а в необходимых случаях предусмотрено законом ответственность. Разъяснение закона прокурором отличается от консультации адвоката тем, что оно содержит предписывающий характер и направленно на предупреждение правонарушений в будущем. Все акты прокурорского надзора объединяют общие свойства:

1.они являются средством реагирования на правонарушения.

2. обеспеченные юридическими гарантиями исполнения.

3.составляются по определенным законом процессуальным формам.

4. издаются специально уполномоченными лицами.

5. носят характер специальных документов, и не могут быть проигнорированы.

6. требуют обязательное рассмотрение в установленные сроки.

7. порождают возникновение, изменение и прекращение субъективных прав и обязанностей.

8. влекут правовые последствия.

 В то же время каждая из них имеет свои отличительные особенности:

1) по сути протест- это выражение. Санкция – это согласие. Предписание – это требование. Разъяснение закона- это предупреждение. Постановление- это решение. Заявление- это просьба.

2) по степени обязательности- 1. не допускают несогласие с их исполнением- это предписание, указание, санкция, постановление и разъяснение закона. 2. допускают несогласие – протест, заявление, представление.

3) по субъектам адресата.1. по субъектам заявление направляется только в суд. Санкция и  указание адресуется органам уголовного преследования. Протест приносится только государственным органам и должностным лицам. Постановление  касается только решение и действие самого прокурора. Разъяснение закона дается всем субъектам, предписание, представление вносится всем субъектам кроме граждан.

4) по срока разрешения исполняется в установленном прокурором сроки. Это предписание, указание, санкция, постановление и разъяснение закона. Рассмотрение вустановленном законом сроки - это протест, представление, заявление.

Отрасль прокурорского надзора.

Предмет надзора составляют специальные отрасли правоотношений - это ОРД, предварительное расследование, административное производства, исполнительное производство, судебные акты, а также общая отрасль, охватывающие все остальные отрасли области правоотношений. Надзор за законностью этой части общественных отношений обычно называют общим надзором. Под объектом общего надзора следует понимать то, на что правовые отношения, возникающие в процессе деятельности государственных органов, организации различных форм собственности, должностных лиц, граждан по исполнению и соблюдению законов, за исключением отдельных правоотношений, охватывающих отраялями прокурорского надзора. Содержание объекта шире чем предмета, оно включает все правоотношение, как правомерное поведение так и не правомерные поступки. Предмет надзора вполне конкретен- это непосредственно то, чего добивался прокурор, т.е. выявить нарушение и принять к нему меры правового воздействия. Не всегда итогом проверки является обнаружение правонарушения, установление, соблюдение законности тоже результат. Однако требуется ограничить субъектов надзора от необоснованных проверок.  В предмет общего надзора входят 2 главы вопросов: 1. соответствие Конституции РК, законов, указов президента РК и иных нормативно-правовых актов.2. соответствие действующему законодательству, действие и решение государственных органов, должностных лиц, организации различных форм собственности и граждан. Для решения задач общего надзора прокурор наделяется следующими полномочиями. Он вправе получать показания от граждан и должностных лиц по вопросам проводимой проверки.Беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения входить на территорию и в помещение государственных органов, получать от руководителей и других должностных лиц необходимые документы, материалы и иные сведения о состоянии законности и принимаемых мерах по ее обеспечению, привлекать специалистов для участия проверки и дачи заключений, требовать производство в соответствии своей компетенции, поступающих в прокуратуру материалов и обязывать и сообщать об их результатах. Привлекать к осуществлению проверок на основе взаимодействия сотрудников других правоохранительных органов, выполнять иные проверочные действия, предусмотренные законом. Для достижения качества и оперативности функции общего надзора возлагается на отделы и управлении, специализируемые в этой отрасли. Они в пределах своей компетенции организуют надзорные проверки, самостоятельно или с участием специалистов изучают необходимую документацию собирают сведения отбирают объяснения и выполняют другие мероприятия для выяснения вопросов законности. Основным источником информации о нарушениях законности для этой отрасли надзора является заявление, жалобы и сообщения граждан организаций. При получении таких сведений органы прокуратуры обязаны принять меры к своевременной их проверки. В случае обнаружения признаков преступления прокурор возбуждает уголовное дело и направляет его на доследование . при необходимости он обращается в судебные органы с заявлениями о результатах рассмотрения. В ходе надзорной проверки прокурор вправе издать любой акт прокурорского надзора.

Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних.

Приказ генерального прокурора РК № 21 от 17 марта 1998г. о повышении уровня и эффективности прокурорского надзора за применением законов о несовершеннолетних и молодежи. Всем прокурорам рекомендовано усилить надзор в этом направлении, и предписано: 1. укрепить координацию и взаимодействие с государственными органами, занимающимися с вопросами несовершеннолетних. 2. целенаправленно вести работу по правовому воспитанию и правовой пропаганде. 3. уделять повышенное внимание детской безнадзорности, беспризорности, бродяжничеству, попрошайничеству, потреблению спиртных напитков, наркотических и других одурманивающих веществ, уклонение от учебы. 4. регулярно проверять применение законодательства об образовании, об охране здоровья и прав несовершеннолетних. 5. обеспечить обязательное участие прокуроров в рассмотрении комиссии по делам несовершеннолетних дел  о направленности несовершеннолетних центры временной адаптации, изоляции, реабилитации. Не реже одного раза в год прокуратуры всех звеньев должны проверять применение законов и всеобщей обязанности и подготовки молодежи к военной службе.

Надзор в сфере экономики.

Главным критерием оценки деятельности прокуратуры считается работа по реальному возмещению причиненного государству ущерба и пополнению государственного бюджета. Кроме того, принять меры этими органами об устранении нарушений и привлечений виновных к отвественности. Проверки в территориальных органах, налоговых служб, национального банка, таможни и природоохранных учреждениях проводятся не реже одного раза в полугодие. В органах приватизации и управление государственным имуществом проверяется законность каждого решения этих органов. О проблеме защиты прав и законных интересов предпринимателей свидетельствует приказ Ген.прокурора за № 33 от 26 мая 1998г. об организации прокурорского надзора за применением законодательства о защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности. Этим приказом нижестоящим прокурорам предписано решать вопросы о привлечении уголовной и административной ответственности лиц виновных с принятии незаконных нормативных правовых актов и необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей. Прокуроры должны реагировать  на все случаи: 1.установление незаконных ограничений. 2. незаконные передачи права выдачи государственной лицензии негосударственным учреждениям.3. взимание платы всех лицензионного сбора и создание для этих целей организаций. 4. экономически необоснованное завышение цен и тарифов монополистами. 5. создание благоприятных условий для должностного положения на рынке отдельным хозяйственным субъектам. 6. применение не регистрационных актов государственных органов. По указу Президента РК о дополнительных мерах по реализации государственной гарантии свободы предпринимательской деятельности от 14.06.96. с дополнениями от 29.01.97. государственными органами, осуществляющим надзорное и контрольную функции разрешается проводить проверки финансовой деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц не чаще одного раза в год. За исключением проверок своевременности выплат заработной платы, пенсий, пособий, соблюдение порядка перечисления обязательных платежей в пенсионный фонд и только в пределах своей компетенции. По указу Президента о защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности от 27 апреля 1998г. индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства численностью 10 человек осуществляющие нелицензированные виды деятельности могут проверяться государственным контролем по собственной инициативе не чаще 1 раза в год за исключением случаев налоговых органов и только в случаях прямо предусмотренных законодательными актами.

Хостинг от uCoz

Скачать лекции по предмету: "Государственная служба и управление"