Конспекты, лекции: Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования и дознания

Главная страница Конспекты, лекции 

Прокурорский надзор в Республике Казахстан 

      

ЛЕКЦИЯ № 5. НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И ДОЗНАНИЯ

   Основными задачами являются: чтобы не одно преступление не осталось нераскрытым и не одно виновное лицо не избежало ответственности.

Чтобы не один не виновный не подвергся незаконному необоснованному уголовному привлечению. Надзор за законностью следствия и дознания осуществляется на всех стадиях досудебной подготовки уголовного дела и охватывает: 1.прием, регистрацию заявлений и сообщений о преступлениях. 2. возбуждает уголовные дела и отказывает от уголовного преследования.

3.проведение следственных действий, в том числе не требуется санкции прокурора.

1.     привлечение к уголовной ответственности.

2.     избрание мер уголовно-процессуального принуждения.

3.     соединение, выявление, приостановление уголовных дел.

4.     окончание расследования и передача дела в суд.

5.     соблюдение процессуальных прав участников уголовного процесса.

6.     соблюдение процессуальных сроков.

7.     качество расследования.

Осуществляя надзор за следствием и дознанием прокурор наделен властно-распорядительными полномочиями , он имеет право: 1) в любое время истребовать для проверки уголовное дело, материалы и иные сведения о совершенном преступление, о ходе ОРД. 2) проверить соблюдение законности при приеме регистрации и разрешений и заявлений, сообщений, о совершивших и готовящихся преступлениях.3) самостоятельно возбудить уголовное дело. 4) санкционировать арест. 5) давать письменные указания по производству расследования , выполнение отдельных следственных действий и ОРМ. 6) отменить незаконные постановления следствий. 7) принять меры по привлечению к ответственности лиц, виновных в использовании незаконных методов расследования.

8) возвратить уголовное дело на дополнительное расследование. Прекратить его полностью или частично, а также в отношении отдельных лиц. 9) совершать иные предусмотренные законом действия. в целях усиления надзора за предварительным следствием Генеральным прокурором изданы  следующие приказы:

приказ № 9 от 15.01.98. «о мерах по усилению борьбы с преступностью и применением норм УПК РК». Приказ № 39 от 08.06.98. «об организации прокурорского надзора за законностью следствия и дознания». Указанием № 34 /23-98 1-523 от 01.06.98. «о порядке реагировании на признаки преступления и рассмотрения заявлений и сообщений в хищении груза на железнодорожном транспорте», инструкция о порядке приема регистрации учета и разрешения, заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях.

Всем прокурорам необходимо: 1. еженедельно проводить проверки соблюдения работы по заявлениям и сообщениям о преступлениях их регистрации и разрешения. 2. ежемесячно представлять копии актов реагирования вышестоящим прокурорам. 3. еженедельно проверять ИВС. 4. обращать внимание на необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, незаконного возбуждения уголовного дела. И их прекращение. 5. исключить в случае незаконного задержания и ареста. 6. прокуроры несут персональную ответственность в виде ареста . при этом они должны:

1. тщательно знакомиться с материалами дела.

2. лично допрашивать обвиняемых.

3. отказы оформлять письменно с указанием мотивов отказа.

4. применять арест  к несовершеннолетнему только при невозможности избрания другие меры пресечения.

5. при отказе в даче санкции на арест или при освобождении из под стражи лиц, совершивших тяжкое преступление в суточный срок докладывать вышестоящему прокурору. Данная отрасль надзора перекликается с функцией уголовного преследования. Их отличие заключается в том, что надзор выражается в контроле  за деятельностью органов следствия и дознания, а уголовное преследование в конкретных процессуальных действиях, направленных на собирание исследование, оценку использование и доказательств.  Например, прокурор уполномочен проверить ход расследования по делу, отменить любое постановление следователя, дать указание, санкционировать арест. В этом случае он осуществляет надзор. Когда же он как сторона обвинения участвует в обнаружении и закреплении фактических данных возбуждает уголовное дело , непосредственно ведет допрос , выезжает на место преступления. , поддерживает государственное обвинение, здесь на лицо функции уголовного преследования, хотя если исходит из единства цели и задачи, обе функции настолько переплетаются. Бывает что одно и тоже действие можно рассматривать как надзор и как уголовное преследование, тогда их разграничение не имеет глубокого практического значения. Например, отмена незаконного прекращения уголовного дела является с одной стороны способом надзорного реагирования на нарушение закона и с другой стороны самостоятельным уголовно-процессуальным действием.

Хостинг от uCoz

Скачать лекции по предмету: "Государственная служба и управление"