Конспекты, лекции: Историческая школа права

Главная страница Конспекты, лекции 

Теория государства и права 

 Лекция №3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Историческая школа права

Договорную и естественно-правовую теории в XVIII в. стала теснить получившая наибольшее распространение в Германии историческая школа права, откровенно выражавшая консервативную реакцию против идей Просвещения, предшествующих возникновению естественно-правовых доктрин. Свое название школа получила потому, что стояла на позициях историзма в объяснении возникновения государства и права. Удар наносился как в наиболее слабое место теории естественного права - по тезису о вечности, незыблемости и врожденности естественных прав человека, противоречащему исторической реальности, так и в наиболее сильное - обоснование справедливости и правомерности борьбы народа против попрания естественных свобод и прав граждан. Эти позиции были обозначены уже в сочинении английского парламентского деятеля Э. Бёрка "Размышления о революции во Франции" (1790), получившем впоследствии широкое распространение в Германии. По мнению Бёрка, государственная жизнь определяется не абстрактными схемами и договором, а историей и традициями. Поэтому революция неправомерна. Реформа, основанная на началах национальной традиции, - вот правильный путь. Политическая свобода - не абсолютное, а относительное понятие. Равенство граждан - фикция. [См. подробнее: Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права. История и современность. - М., 1974, с. 64-65].

Виднейший представитель исторической школы права Ф. Савиньи (1779-1861), министр юстиции прусского короля, и другие ее сторонники [основоположник исторической школы права Г. Гуго (1764-1844), Г. Пухта (1798-1846) и др.] утверждали, что право появляется самопроизвольно в результате исторического выражения народного духа. Оно не создается законодателем, который всего лишь так или иначе фиксирует состояние народного духа. Право исторически возникает, растет и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов, обычаев, языка. Что касается государства, то оно, по мнению Савиньи, представляет собой "естественное целое, телесное выражение духовной общности народа, органическое проявление, народа, продукт закономерного исторического развития" [2, с. 82-83]. Словом, историзм подчеркивается и выделяется как бы сам по себе, а собственно причины и реальные обстоятельства, объясняющие возникновение государства и права на определенном историческом этапе развития человечества, остаются в глубокой тени, не говоря уже о таинственном и загадочном "народном духе".

Хостинг от uCoz

Скачать лекции по предмету: "Теория государства и права Р.К."