Конспекты, лекции: Методология теории государства и права

Главная страница Конспекты, лекции 

Теория государства и права 

  Лекция №1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Методология теории государства и права

Целостность и специфика той или иной науки определяется не только ее предметом, то есть что эта наука изучает (онтологический аспект), но и тем, как, каким образом и какими способами она это делает (гносеологический аспект). Изложение последнего вопроса связано с пониманием метода и методологии данной науки.

Применительно к теории государства и права понимание это осложняется тем, что разные авторы пользуются категориями и метод, и методология, а чаще - обеими категориями одновременно, не уделяя достаточно внимания разграничению этих философских понятий [2, с. 19-23]. В юридической литературе в связи с широким использованием философских категорий справедливо указывается на то, что только, полагаясь и опираясь на понятийный и категориальный аппарат, выработанный философией, на "философские понятия и категории, можно идти от более общего, первоначального представления о государственно-правовой материи к менее общему, углубленному представлению о ней, от незнания к знанию" Начиная с Нового времени (то есть с XVII века - периода научной революции в естествознании, становления капитализма и начала буржуазных революций) проблема методологии становится одной из основных в философии. До этого не проводилось различия между наукой и научным методом. Родоначальник английского материализма и эмпиризма Ф. Бэкон (1561-1626) образно сравнивал метод в познании со светильником, освещающим дорогу в потемках, с путеводной нитью в руках исследователя. Но сами по себе методы ("россыпью" или в совокупности) еще не составляют методологию. Ею они становятся только тогда, когда объединены единой системой.

Последовательно формировалось положение о том, что каждому предмету (и объекту) познания в той или иной науке должен соответствовать свой метод (а также методология) познания. Процесс формирования научной методологии привел к созданию в XIX веке диалектического материализма, который, с одной стороны, представляет собой собственно материалистическую философско-мировоззренческую науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а с другой, - общую методологию научного исследования любой конкретной науки с позиций

раскрытия основных законов бытия и познания, таких как единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания (развития "по расширяющейся спирали", каждый виток которой как бы "отрицает" в силу своего нового "качества" предыдущий виток, а затем и сам таким же образом "отрицается" следующим витком). Все современные отечественные исследователи государства и права так или иначе придерживаются диалектико-материалистических позиций.

Со времени утверждения в отечественной философии марксизма-ленинизма и до конца 80-х годов уходящего столетия распространение диалектического материализма на исследования общественной жизни в целом рассматривалось главным образом через призму исторического материализма (материалистического понимания истории) - науки о наиболее общих законах и движущих силах развития человеческого общества. В силу сложившейся при этом схематичности, односторонне подчеркиваемой значимости классовости и партийности этой науки в современной теории государства и права категории исторического материализма стали применяться более ограниченно. В научный обиход вошла наука "социальная философия". Тем не менее, такие категории исторического материализма, как общественно-экономическая формация, экономический базис общества и государственно-правовая надстройка, понятия классовой борьбы в связи с развитием государства и права и многие другие неизменно исследуются современной теорией государства и права Метод (методология) исследования неразрывно связан с его предметом (объектом). Так, и то, и другое выражается через категории (основные наиболее общие понятия) данной науки. Однако процесс применения понятий для достижения нового знания подчиняется определенным методологическим правилам, соблюдение которых является обязательным условием для получения объективно-истинного знания. Неверное применение категорий (любых теоретических положений) приводит к заблуждениям и ошибкам, а не к открытию новых знаний.

Подводя итог сказанному, отметим, что в современной философии под методом понимается способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Тогда как под диалектико-материалистической методологией понимается: во-первых, философское учение о методах познания и преобразования действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к практике; во-вторых, системная совокупность особых приемов исследования, принципов и способов, методов и частных методик, применяемых в какой-либо науке, знания о них.

Научную методологию общей теории государства и права можно представить как применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений. Методология, таким образом, "не сводится к совокупности определенных методов, способов познания, а является цельным, внутренне единым аппаратом познания государственно-правовых и политико-идеологических явлений" [6, с. 23, 28].

В соответствии с изложенным в методологической системе государства и права выделяются:

1) Принципы исследования государственно-правовой материи: всесторонность, историзм, комплексность, многопартийность и множественность ("плюрализм" - американский вариант), практика как цель и критерий истинности познания. Логические приемы,применяемые при выработке научных понятий огосударстве и праве: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогии, гипотезы идругиеМетоды исследования:

 -  всеобщий диалектико-материалистический метод; его всеобщностьвыражается в использовании во всех конкретных науках и на всех этапах научногопознания;

-  общие как для теории государства и права, так и для ряда других наукметоды (сравнения, абстрагирования, функционального, системного и структурногоподходов, подведения менее общего понятия под более общее, восхожденияот абстрактного к конкретному и другие); сфера их применения ограничиваетсярешением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадийнаучного познания;

-  специальные методы (разрабатываются в рамках специальных наук, ношироко используются и для изучения государственно-правовых явлений); в их числе

статистические,  математические  и  компьютерной  обработки,кибернетические,     моделирования,    психологические,     конкретно-социологические (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ документов ипр.) и многие другие методы;,

-  частные методы (вырабатываются самой теорией государства и права,другими юридическими науками и используются в пределах этих наук); в их числеметоды выработки правовых решений, толкования норм права, формально-юридический, сравнительного правоведения и другие Все это важно иметь в виду в связи с особым положением общей теории государства и права как науки, занимающей своеобразное промежуточное положение между философией, с одной стороны (не случайно отдельные авторы именуют ее "философией права"), и всеми иными конкретными отраслевыми и специальными юридическими науками, с другой. Метод (совокупность методов) терминологически характеризуется своей принадлежностью к конкретной (частной) науке. Методология (целостная система методов, объединенных единством общих принципов; наука о системе методов) своей принадлежностью характеризует науки философские, общетеоретические и базовые по отношению к частным наукам.

Хостинг от uCoz

Скачать лекции по предмету: "Теория государства и права Р.К."