Конспекты, лекции: Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества

Главная страница Конспекты, лекции 

Теория государства и права 

  Лекция №2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества

Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования (запреты, дозволения, ооязывание), формы выражения, санкции. Мононормы

В структуре социальных норм первобытного общества можно выделить следующие элементы:

1)Содержание социальных норм, как отмечалось, было направлено наобеспечение присваивающей экономики, существование и воспроизводствочленов рода и общины в природной среде. В этих нормах закреплялась и тотемнаясистема, содержащая обязанности сохранять определенные виды животных,растений,   иных  предметов  природы  и  характеризующаяся  верой  всверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группой скаким-либо тотемом, который считался родоначальником и покровителем рода.

2)Способы регулирования в основном сводились к трем формам:запреты, дозволения и обязывание (в зачаточной форме).

Запреты существовали главным образом в виде различного рода табу, подкрепленные религиозным страхом перед непреодолимым возмездием за нарушения принятых правил определенного поведения (например, запрет кровосмешения как угроза жизнеспособности рода).

Дозволения   (или   разрешения)   -   своего   рода   рекомендации

определенного поведения первобытного человека, соответствующего интересам его рода и племени или их объединений в условиях присваивающего хозяйства.

Позитивное обязывание имело своей целью организационное обеспечение каких-то общественных дел: охоты, сбора плодов и кореньев, приготовления пищи и ее распределения, изготовления орудий труда и другие.

Важно подчеркнуть, что все эти способы регулирования не имели своей целью изменение окружавших человека природных условий и его выделение из природы, а были направлены на эффективное обеспечение присвоения первобытной общиной готовых предметов природы и их приспособление для удовлетворения нужд человека.

3)         Формы выражения социальных норм эпохи присваивающей экономикине знали письменного закрепления. Эти нормы находили свое выражение вмифах, традициях, обычаях, ритуалах, всякого рода обрядах и других,обращенных к "священному" опыту предков формах. Вот почему такие обществаименуют традиционными, когда, говоря словами родоначальника немецкойклассической философии И.Канта (1724-1804), "мертвые управляют живыми".

Вместе с тем, наряду с самоорганизационными процессами формирования традиций, обычаев и обрядов времена присваивающей экономики знали и сознательное, творческое создание норм, хотя и без оформления в нормативных актах. Сюда следует отнести устанавливаемые регламенты и определенные процедуры регулирования отдельных хозяйственных, брачно-семейных и иных отношений между сородичами, рассмотрения и разрешения споров, назначения наказания провинившимся и другие.

4)         Санкции имели место по отношению к нарушителям социальных норм,хотя в основном эти нормы исполнялись добровольно. Поскольку обычаи идругие нормы не отделялись от религиозных требований, то и санкции(общественное порицание, телесное наказание или телесное повреждение,изгнание из общины или предание смерти и др.), как правило, приобреталирелигиозную окраску воздействия на человека каких-то сверхъестественныхсил [2, с. 58-68].

Специфичность рассматриваемых социальных норм выражалась и в том, что, во-первых, в них еще не делалось определенного различия между правами (одних) и обязанностями (других) членов рода, поскольку в первобытной родовой общине господствовало социальное равенство; и, во-вторых, в обычаях родового строя не было еще видового различия традиционных, нравственных, религиозных и правовых норм, как это имеет место в более развитых цивилизованных обществах. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов [7, с. 35-47]. Вот почему в современной исторической науке и этнографии нормы первобытного общества получили название "мононорм" (от греч. monos - один, единый).

Хостинг от uCoz

Скачать лекции по предмету: "Теория государства и права Р.К."