Конспекты, лекции: Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

Главная страница Конспекты, лекции 

Теория государства и права 

  Лекция №2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

Развитие племенных объединений родов (кровнородственные связи общин все больше заменялись связями территориальными - соседскими) знаменовало начало разложения первобытнообщинного строя. По мере развития производительных сил центр тяжести общественной власти перемещался qt родовых к племенным органам, сфера регулирования дел общины племенными нормами постепенно расширялась.

Этот эволюционный этап знаменуется революционным переходом от присваивающего хозяйства к производящему, от присваивающей к производящей

экономике (от собирательства - к земледелию, от охоты - к скотоводству). Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века - примерно VII-III тыс. до н. э.), на рубеже перехода к веку бронзовому, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала "мягкие" металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, так или иначе прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации. Этот революционный процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-15 тыс. лет назад и продолжался -у разных народов - несколько тысячелетий [7, с. 39-40].

В основе неолитической революции лежало три крупных общественных ' разделения труда.

Первое общественное разделение труда было связано с отделением скотоводства от земледелия. Появились первые излишки продуктов жизнеобеспечения. Появилась возможность их регулярного обмена. Во многих местах средством обмена сделался скот, получившийфункцию денег.

Второе крупное разделение труда связано с отделением ремесла от земледелия и скотоводства.

Все это повлекло за собой повышение ценности рабочей силы и трудовых навыков человека. Рабочая сила человека стала производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания жизни человека. Если раньше военнопленных убивали, то с появлением "излишка" их стали обращать в рабов в целях извлечения и присвоения прибавочного продукта. Такие же процессы стали происходить и внутри общины в отношении сородичей, поскольку стало возможным сосредоточение значительных богатств в руках отдельных лиц, как правило, вождей и старейшин.

Третье общественное разделение труда было связано с развитием обмена, появлением рынка и купцов как отдельного социального слоя. Купцы приобретают большие богатства благодаря своей посреднической миссии между производством и потреблением.

Возможность создания запасов продуктов постепенно приводит к появлению частной собственности отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами.

Переход от присваивающей к производящей экономике и связанное с этим имущественное и социальное расслоение общества на классы с неизбежностью требовало новой формы социальной организации и управления. "Родовой строй, - писал Ф. Энгельс (1820-1895) в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства", - отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством" Таким образом, три крупных общественных разделения труда, ознаменовавших переход общества к "производящей" экономике, возникновение частной собственности и классов, стали несовместимы с первобытнообщинной организацией общества. Все это в сочетании с усложнившимися условиями управления хозяйственными процессами в общине и распределения добываемых средств к существованию, потребностями в более активной защите занимаемой племенами территории и другими обстоятельствами социального развития явилось причиной и дало толчок к формированию государства как особому проявлению публичной власти, поднявшейся над обществом и регулирующей происходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.

Хостинг от uCoz

Скачать лекции по предмету: "Теория государства и права Р.К."